Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию
 
.

Давлетшин Гамирзан Миргазянович, доктор исторических наук, профессор Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, Лауреат Государст. премии Республики Татарстан по науке и технике. 
          Ислам и мусульманская культура в Волжской Булгарии.
Существуют свидетельства о том, что болгары Приазовья приняли ислам еще во времена пророка Мухаммада. Одним из таких свидетельств является сочинение османского писателя XVI—XVII вв. Мухаммада ибн Мухаммада, известного под псевдонимом Чокрыкчызадэ «Алты бармак китабы» (или  «Доводы пророка»). Каждый баб посвящен деяниям  пророка в одном определенном году. Наряду с другими событиями в 7 году по хиджри (629 г. по григорианскому), приводится рассказ о принятии правителем болгар Фарух ибн Гамру Хизами ислам .
 Это повествование имеет характер легенды. И все же повествование османского писателя, связанное с болгарами, привлекает особое внимание своей близостью к историческим фактам . 
Официально ислам в Хазарском каганате был принят в 737 году в результате походов  арабского полководца Мервана ибн Мухаммада . Хотя ислам стал одним из основных религий среди населения страны, официальный характер его не был устойчивым. Но дело, главным образом, не в количестве, а в том, какое место занимали мусульмане в структуре общества. Здесь они составляли основную часть каганской гвардии . Даже ставится обязательным условием, чтобы визир, т.е. первый человек каганбека, был мусульманином. В середине Х в. Итиль, где довольно большую часть населения составляют мусульмане, становится центром торговли, местом пересечения нескольких караванных путей, что усиливает позиции ислама.  Широкое распространение исламской религии среди хазаро-болгар подтверждается не только арабскими письменными источниками, такими как ал-Куфи (умер в 926 г.), ал-Белазури (умер в 892 г.), но и результатами археологических раскопок. Проведенные археологические исследования многих захоронений болгаро-хазарского происхождения обнаружили в них соблюдение мусульманского погребального обряда . То, что в Хазарском каганате в большом количестве чеканили куфические мусульманские монеты, также говорит о распространении исламской религии . В конце Х в. хазары вновь официально принимают исламскую религию от Хорезма .
Так что пришедшие в наши края болгары, вернее племена, относящиеся к салтово-маяцкой культуре, значительная часть которых исповедовала ислам. Болгары, построившие новое государство на берегу Волги и Камы, получают в результате с этих времен богатое духовное наследие. Более того, именно в этот период закладываются основы того, что болгары в будущем примут исламскую религию и его ханафитского толка.
При¬ня¬тие мо¬но¬те¬ис¬ти¬чес¬кой ре¬ли¬гии бы¬ло под¬го¬тов¬ле¬но всем хо¬дом пред¬шест¬ву¬ю¬ще¬го со¬ци¬аль¬но-эко¬но¬ми¬чес¬ко¬го, по¬ли¬ти¬чес¬ко¬го  и куль¬тур¬но¬го раз¬ви¬тия Волжс¬кой Бул¬га¬рии. Часть булгарских племен, пришедших в Среднее Поволжье и Нижнее При¬камье, уже исповедовали ислам ханафитского толка. В дальнейшем распро¬странении ислама в Волжской Булгарии решающую роль играли именно они, установив тесные (даже номинально подвластные) связи с развитым мусуль¬манским государством Средней Азии саманидов. Поэ¬то¬му в Бул¬га¬рии расп¬рост¬ра¬ня¬ет¬ся ис¬лам не ор¬то¬док¬саль¬но¬го ха¬рак¬те¬ра, а ис¬лам, обо¬га¬щен¬ный эле¬мен¬та¬ми тра¬ди¬ци¬он¬ных куль¬тур на¬ро¬дов Сред¬ней Азии.
Особенности социально-экономичес¬кого и этнокультурного развития булгарского общества VIII—IX вв., т.е. накануне распространения ислама, обусловили множественность форм и проявлений духовной культуры насе¬ления.   
  Осо¬бен¬ность ис¬ла¬ма в Волжс¬кой Бул¬га¬рии сос¬то¬ит еще в том, что он с са¬мо¬го на¬ча¬ла ис¬поль¬зо¬вал¬ся в ка¬чест¬ве иде¬о¬ло¬ги¬чес¬ко¬го инст¬ру¬мен¬та в об¬ра¬зо¬ва¬нии го¬су¬дарст¬ва. Развитие булгарской государственности и исламизация страны идут как нераз¬рывный взаимоусиливающий друг друга процесс.  
Прежде всего, надо сказать, что утверждение об официальном принятии ислама в Волжской Болгарии в 922 году, т. е. с приездом багдадского посольства, ничем не обосновано. Уже тогда царь болгар, его приближенные и значительная часть населения были мусульманами, и царь свои действия обосновывает исламом. Ислам как официальная религия был принят еще до прихода багдадского посольства. На за¬вер¬ша¬ю¬щем эта¬пе соз¬да¬ния го¬су¬дарст¬вен¬нос¬ти с целью ук¬реп¬ле¬ния по¬зи¬ции ис¬ла¬ма в ст¬ра¬не, под¬ня¬тия ав¬то¬ри¬те¬та го¬су¬дарст¬ва и по¬лу¬че¬ния пок¬ро¬ви¬тельст¬ва ха¬ли¬фа бул¬гарс¬кий царь Ал¬мыш об¬ра¬ща¬ет¬ся к Баг¬да¬ду, в ре¬зуль¬та¬те че¬го про¬ис¬хо¬дит приз¬на¬ние Бул¬гарс¬ко¬го го¬су¬дарст¬ва му¬суль¬манс¬ким. Ис¬лам расп¬рост¬ра¬ня¬ет¬ся по всей тер¬ри¬то¬рии ст¬ра¬ны, глу¬бо¬ко про¬ни¬кая во все об¬лас¬ти жиз¬ни, во все слои об¬щест¬ва. На¬ча¬ло вто¬рой по¬ло¬ви¬ны XII в. оз¬на¬ме¬но¬ва¬лось уже окон¬ча¬тель¬ной по¬бе¬дой ис¬ла¬ма : расп¬рост¬ра¬ня¬ет¬ся му¬суль¬манс¬кая куль¬ту¬ра, обо¬га¬щен¬ная мест¬ны¬ми осо¬бен¬нос¬тя¬ми. 
  Когда мы говорим о распространении ислама, то имеем в виду, главным обра¬зом, степень исламизации булгарского общества в целом и протекающие парал¬лельно ей явления, включая социально-экономический строй, тесные торгово-экономические, политические, культур¬ные связи с мусульманскими центрами, налоговую, денежно-весовую систему, архитектуру, одежду, нравы, обычаи, письменность, систему просвещения, науку, художественную литературу, метрологию и систему счета, календарь. Ислам стал идеологической основой сближения культуры булгар с высоко¬развитой культурой мусульманского мира, как нередко называют ее «мусуль¬манским ренессансом». Распростране¬ние ислама и урбанизация булгарского общества шли параллельно. Волжская Булгария стала страной городов. Булгарская культура выступает в основном как культура, основанная на арабской письменности. Адекватно степени рас¬пространения ислама развивалось и просвещение населения. На основе до¬стижений ученых мусульманских стран булгары писали трактаты по различным областям знаний. Значительны были успехи булгар и в области мусульман¬ской теологии. Например, «венцом тол¬кователей Корана» называли Абу-л-Аля Хамида ибн Идриса ал-Булгари (XII в.). Сочинения булгарских богословов по¬лучили широкую известность на мусуль¬манском Востоке.
Нау¬ка на му¬суль¬манс¬ком Вос¬то¬ке раз¬ви¬ва¬лась на ос¬но¬ве бо¬га¬тых мест¬ных тра¬ди¬ций и дос¬ти¬же¬ний дру¬гих на¬ро¬дов . Го¬ро¬да му¬суль¬манс¬ко¬го Вос¬то¬ка прев¬ра¬ти¬лись в науч¬ные цент¬ры. Соз¬дан¬ные в них сво¬е¬го ро¬да науч¬ные ака¬де¬мии, та¬кие как «дом нау¬ки» («дар ал-илм»), «сок¬ро¬вищ¬ни¬ца муд¬рос¬ти» («хи¬за¬нат ал-хик¬ма») в Бу¬ха¬ре, при¬тя¬ги¬ва¬ли уче¬ных из раз¬ных кон¬цов му¬суль¬манс¬ко¬го ми¬ра. С на¬ча¬лом рас¬па¬да арабс¬ко¬го ха¬ли¬фа¬та науч¬ные и куль¬тур¬ные цент¬ры му¬суль¬манс¬ко¬го Вос¬то¬ка все бо¬лее пе¬ре¬ме¬ща¬ют¬ся на ок¬ра¬и¬ны дер¬жа¬вы .
Проч¬ные свя¬зи Волжс¬кой Бул¬га¬рии с эти¬ми ра¬йо¬на¬ми за¬ло¬жи¬ли ос¬но¬ву и для тес¬ных кон¬так¬тов в об¬лас¬ти нау¬ки и куль¬ту¬ры. Бул¬гарс¬кие уче¬ные, возв¬ра¬тив¬шись на ро¬ди¬ну пос¬ле обу¬че¬ния в науч¬ных и куль¬тур¬ных цент¬рах Вос¬то¬ка, пи¬са¬ли свои тру¬ды по об¬раз¬цу со¬чи¬не¬ний сво¬их вос¬точ¬ных учи¬те¬лей, сос¬тав¬ля¬ли ком¬мен¬та¬рии к их тру¬дам, расп¬рост¬ра¬ня¬ли их науч¬ные идеи в сво¬ей ст¬ра¬не. Мно¬гог¬ран¬ность, эн¬цик¬ло¬пе¬дич¬ность зна¬ний сред¬не¬ве¬ко¬вых вос¬точ¬ных уче¬ных бы¬ла ха¬рак¬тер¬на и для уче¬ных Волжс¬кой Бул¬га¬рии.  Бур¬ханеддин ал-Бул¬га¬ри был из¬вес¬тен сво¬и¬ми тру¬да¬ми по фар¬ма¬ко¬ло¬гии, ри¬то¬ри¬ке, бо¬гос¬ло¬вию. «Ве¬ли¬ким уче¬ным, ко¬то¬ро¬му нет рав¬ных в раз¬лич¬ных нау¬ках», счи¬тал¬ся  Абу-л-Аля Ха¬мид ибн Ид¬ри¬се ал-Бул¬га¬ри. Из¬вест¬ны бы¬ли в свое вре¬мя тру¬ды Су¬лей¬ма¬на ибн Дау¬да ас-Сак¬си¬ни-Су¬ва¬ри, ко¬то¬рый на¬пи¬сал на арабском и пер¬сидс¬ком язы¬ках со¬чи¬не¬ние ди¬дак¬ти¬чес¬ко¬го ха¬рак¬те¬ра  «Зух¬рат ар-Ри¬йаз ва нуз¬ха¬тал-ку¬луб ал-ма¬раз» («Ц¬ве¬ток са¬да, по¬ра¬ду¬ю¬щий боль¬ные ду¬ши»). Тру¬ды Сак¬си¬ни-Су¬ва¬ри вош¬ли во мно¬гие ис¬точ¬ни¬ки, ци¬ти¬ро¬ва¬ли их мно¬гие уче¬ные и бо¬гос¬ло¬вы. 
Бул¬гарс¬кие уче¬ные, бо¬гос¬ло¬вы, пи¬сав¬шие свои со¬чи¬не¬ния на арабс¬ком язы¬ке, бы¬ли до¬воль¬но хо¬ро¬шо из¬вест¬ны и за пре¬де¬ла¬ми ст¬ра¬ны. Не¬ко¬то¬рые бул¬гарс¬кие бо¬гос¬ло¬вы и уче¬ные пос¬ле по¬лу¬че¬ния об¬ра¬зо¬ва¬ния ос¬та¬ва¬лись на Вос¬то¬ке, за¬ни¬мая вы¬со¬кие ре¬ли¬ги¬оз¬ные и ад¬ми¬нист¬ра¬тив¬ные пос¬ты. Так, Ход¬жа Ах¬мед Бул¬га¬ри был учи¬те¬лем и шей¬хом зна¬ме¬ни¬то¬го Сул¬та¬на Мах¬му¬да 1 Газ¬не¬ви (967–1030). Тра¬ди¬ция получать образование в центрах мусульманского Востока сох¬ра¬ня¬лась и в пе¬ри¬од Зо¬ло¬той Ор¬ды, Казанского ханства.
 Вы¬рос¬шие и обу¬чав¬ши¬е¬ся в Бул¬га¬рии прос¬ве¬щен¬ные лю¬ди бы¬ли из¬вест¬ны в вос¬точ¬ных ст¬ра¬нах под име¬нем «ал-Бул¬га¬ри». Этим та¬хал¬лу¬сом (псев¬до¬ни¬мом), оче¬вид¬но, они хо¬те¬ли вы¬ра¬зить по¬пу¬ляр¬ность, из¬вест¬ность бул¬гарс¬ких мед¬ре¬се и пре¬по¬   да¬вав¬ших в них учи¬те¬лей. 
Ма¬те¬ма¬ти¬ка.   Ма¬те¬ма¬ти¬чес¬кие зна¬ния в  бул¬га¬рском об¬щест¬ве вна¬ча¬ле бы¬ли тес¬но свя¬за¬ны с эко¬но¬ми¬чес¬кой жизнью, но да¬лее, пос¬те¬пен¬но на¬чи¬на¬ют иг¬рать важ¬ную роль в ад¬ми¬нист¬ра¬тив¬ном и го¬су¬дарст¬вен¬ном ст¬ро¬и¬тельст¬ве. Ус¬лож¬не¬ние на¬ло¬го¬вой сис¬те¬мы, мно¬жест¬во нов¬шеств в де¬неж¬но-ве¬со¬вой сис¬те¬ме при¬ве¬ли к серь¬ез¬ным из¬ме¬не¬ни¬ям и в об¬лас¬ти ма¬те¬ма¬ти¬чес¬ких рас¬че¬тов. Раз¬ви¬ва¬ет¬ся ар¬хи¬тек¬тур¬ная ма¬те¬ма¬ти¬ка, ос¬но¬ван¬ная на  раз¬лич¬ных из¬ме¬ре¬ни¬ях и ге¬о¬мет¬ри¬чес¬ких фор¬мах. В зод¬чест¬ве волжских булгар ис¬поль¬зо¬ва¬лась гар¬мо¬ния так на¬зы¬ва¬е¬мое «зо¬ло¬то¬е се¬че¬ни¬е»  еще за долго до Леонардо да Винчи.  Про¬дол¬жа¬ет¬ся в Волжской Булгарии и тра¬ди¬ция ис¬поль¬зо¬ва¬ния в ст¬ро¬и¬тельст¬ве прин¬ци¬па «ва¬ви¬ло¬на», из¬вест¬ная еще с бол¬га¬ро-ха¬зарс¬ких вре¬мен. Ис¬поль¬зо¬ва¬ние ма¬те¬ма¬ти¬чес¬ко¬го мыш¬ле¬ния в раз¬лич¬ных иг¬рах, ма¬гии, про¬ник¬но¬ве¬ние его в ду¬хов¬ную жизнь, в ши¬ро¬кие слои на¬се¬ле¬ния го¬во¬рят о ши¬ро¬ком расп¬рост¬ра¬не¬нии ма¬те¬ма¬ти¬чес¬ких зна¬ний в булгарском об¬щест¬ве. Об этом же сви¬де¬тельст¬ву¬ют и  све¬де¬ния о ма¬те¬ма¬ти¬чес¬ких зна¬ни¬ях, со¬дер¬жа¬щих¬ся в про¬из¬ве¬де¬ни¬ях ху¬до¬жест¬вен¬ной ли¬те¬ра¬ту¬ры. Иг¬раль¬ные фиш¬ки, фи¬гу¬ры шах¬мат, ша¬шек – обыч¬ное яв¬ле¬ние на рас¬коп¬ках бул¬гарс¬ких го¬ро¬дищ.  
Аст¬ро¬но¬мия – са¬мая по¬пу¬ляр¬ная в му¬суль¬манс¬ком ми¬ре нау¬ка - раз¬ви¬ва¬ет¬ся и в бол¬гарс¬ком, и в зо¬ло¬то¬ор¬дынс¬ком об¬щест¬вах. Ее раз¬ви¬тие опять же бы¬ло свя¬за¬но с ис¬ла¬мом, его об¬ря¬да¬ми и тре¬бо¬ва¬ни¬я¬ми. Ес¬ли на пер¬вых по¬рах ис¬поль¬зо¬ва¬ли при¬бо¬ры ти¬па гно¬мо¬на, то поз¬же на¬ча¬ли при¬ме¬нять бо¬лее слож¬ные аст¬ро¬но¬ми¬чес¬кие и ге¬о¬де¬зи¬чес¬кие при¬бо¬ры, та¬кие как аст¬ро¬ля¬бия, секс¬тант. Ге¬о¬де¬зи¬чес¬кие зна¬ния ус¬пеш¬но ис¬поль¬зо¬ва¬лись при круп¬ных ст¬ро¬и¬тельст¬вах.
Волжс¬кая Бул¬га¬рия ста¬но¬вят¬ся не¬отъ¬ем¬ле¬мы¬ми час¬тя¬ми му¬суль¬манс¬ко¬го ми¬ра. В них пре¬об¬ла¬дал не тер¬ри¬то¬ри¬аль¬ный, а ре¬ли¬ги¬оз¬ный фак¬тор, что спо¬собст¬во¬ва¬ло об¬ще¬нию му¬суль¬ман на меж¬ду¬на¬род¬ном уров¬не и обо¬га¬ще¬нию их ге¬ог¬ра¬фи¬чес¬ких предс¬тав¬ле¬ний. Ге¬ог¬ра¬фи¬чес¬кие зна¬ния счи¬та¬ют¬ся пло¬дом так на¬зы¬ва¬е¬мо¬го Вос¬точ¬но¬го или Му¬суль¬манс¬ко¬го Ре¬нес¬сан¬са. В них гла¬венст¬во¬ва¬ла так на¬зы¬ва¬е¬мая «те¬о¬рия кли¬ма¬тов» («ак¬лим»), по¬ло¬же¬ния ко¬то¬рой бы¬ли расп¬рост¬ра¬не¬ны в Волжс¬кой Бул¬га¬рии. Од¬нов¬ре¬мен¬но бул¬га¬ры са¬ми вно¬си¬ли оп¬ре¬де¬лен¬ную леп¬ту в раз¬ви¬тие ге¬ог¬ра¬фи¬чес¬ких зна¬ний то¬го вре¬ме¬ни. Они, нап¬ри¬мер, луч¬ше дру¬гих зна¬ли тер¬ри¬то¬рию сво¬е¬го мес¬то¬по¬ло¬же¬ния – об¬ласть «седь¬мо¬го кли¬ма¬та» – и все, что рас¬по¬ло¬же¬но за ней к се¬ве¬ру, за¬па¬ду и вос¬то¬ку. Со¬дер¬жа¬щи¬е¬ся в сред¬не¬ве¬ко¬вой му¬суль¬манс¬кой ге¬ог¬ра¬фи¬чес¬кой ли¬те¬ра¬ту¬ре све¬де¬ния о раз¬лич¬ных на¬ро¬дах и зем¬лях Се¬ве¬ра, Ру¬си, Ура¬ла и За¬пад¬ной Си¬би¬ри, в зна¬чи¬тель¬ной сте¬пе¬ни яв¬ля¬ют¬ся бул¬га¬рской ин¬фор¬ма¬ци¬ей. Кро¬ме ре¬аль¬но¬го со¬дер¬жа¬ния они обо¬га¬ще¬ны мест¬ны¬ми ми¬фо¬ло¬ги¬чес¬ки¬ми предс¬тав¬ле¬ни¬я¬ми и ко¬ра¬ни¬чес¬ки¬ми сю¬же¬та¬ми.
Зна¬ния по хи¬мии бы¬ли не¬об¬хо¬ди¬мы бул¬га¬рам в раз¬лич¬ных ви¬дах про¬из¬водст¬ва, а так¬же в фар¬ма¬ко¬ло¬гии. Не бы¬ли чуж¬ды и идеи ал¬хи¬мии, где од¬ним из ос¬нов¬ных ма¬те¬ри¬а¬лов счи¬та¬лась ртуть.
Ме¬ди¬цинс¬кие зна¬ния в Волжс¬кой Бул¬га¬рии ос¬но¬вы¬ва¬лись на прог¬рес¬сив¬ных тра¬ди¬ци¬ях на¬род¬ной ме¬ди¬ци¬ны (при¬да¬ва¬лось зна¬че¬ние це¬леб¬ным свойст¬вам ме¬да, бе¬ре¬зо¬во¬го ве¬ни¬ка, боб¬ро¬вой ст¬руи, мя¬са раз¬лич¬ных жи¬вот¬ных и птиц, бе¬лем¬ни¬тов и т.д.). На Вос¬то¬ке по¬пу¬ляр¬на бы¬ла мазь «чар¬ме-и булг¬хар» («бул¬гарс¬кая ко¬жа») про¬тив кож¬ных за¬бо¬ле¬ва¬ний. Сре¬ди ар¬хе¬о¬ло¬ги¬чес¬ких ма¬те¬ри¬а¬лов вст¬ре¬ча¬ют¬ся хи¬рур¬ги¬чес¬кие инст¬ру¬мен¬ты (лан¬це¬ты, пин¬це¬ты). С бул¬гарс¬ких, воз¬мож¬но да¬же с бо¬лее древ¬них вре¬мен, как уни¬вер¬саль¬ное  средст¬во от раз¬лич¬ных бо¬лез¬ней при¬ме¬ня¬лось средст¬во, на¬зы¬вав¬ше¬е¬ся «с¬та¬вить рог» ти¬па сов¬ре¬мен¬но¬го «с¬та¬вить ме¬ди¬цинс¬кие бан¬ки».
С бул¬гарс¬ких вре¬мен до позд¬не¬го вре¬ме¬ни бы¬ли по¬пу¬ляр¬ны тру¬ды Ибн Си¬ны. Под воз¬дейст¬ви¬ем вос¬точ¬ной ме¬ди¬ци¬ны по¬яв¬ля¬ют¬ся свои про¬фес¬си¬о¬наль¬ные вра¬че¬ва¬те¬ли и у са¬мих бол¬гар. Это Ход¬жа ал-Бул¬га¬ри, жив¬ший в пер¬вой по¬ло¬ви¬не XII в. в Газ¬не, Бур¬ха¬нет¬дин Юсуф ал-Бул¬га¬ри, на¬пи¬сав¬ший трак¬тат «О прос¬тых ле¬карст¬вах». Уси¬ли¬я¬ми уче¬ных (М.А.Ус¬ма¬нов, А.Б.Ха¬ли¬дов) во¬шел в науч¬ный обо¬рот трак¬тат жив¬ше¬го и тво¬рив¬ше¬го в Мо¬су¬ле бул¬гарс¬ко¬го та¬би¬ба Тад¬жад¬ди¬на ибн-Юну¬са «Ат-тир¬йак ал-ка¬бир» («Боль¬шой тир¬йак»), пос¬вя¬щен¬ный фар¬ма¬ког¬но¬зии. Из¬вес¬тен его дру¬гой, бо¬лее объ¬ем¬ный ¬ объ¬ем¬ный ме¬ди¬цинс¬кий трак¬тат. Эти тру¬ды, на¬пи¬сан¬ные на арабс¬ком язы¬ке, бы¬ли по¬пу¬ляр¬ны на му¬суль¬манс¬ком Вос¬то¬ке .  
Генеалогические и этнологические легенды продолжают бытовать и в последующем. В условиях принятия монотеистических религий они претерпели определенные изменения. Исчезли тотемистические оттенки, на первый план вышли библейские сюжеты.
Интерес к истории у булгар, как и у других мусульманских народов, во многом определялся общей тенденцией, характерной для средневекового Востока, когда в X – XIII вв. были широко распространены историко-этнографические трактаты и энциклопедии таких видных ученых, как Ибн Русте, ал-Масуди, ал-Марвази, ал-Бируни и др. 
В период централизации Булгарии, формирования булгарской народности складываются и распространяются представления о происхождении булгар. Вначале они еще не выходили за пределы генеалогических и даже тотемистических культов, но уже вскоре приобретают историко-этнографические формы. 
В XI – XII вв. в Булгарии появляются свои историки. Одним из них был Йакуб ибн Нугман, написавший «Историю Булгара». Он был единомышленником знаменитого нишапурского богослова Абу-л-Масали Абу ал-Малика ибн Абу Мухаммад ал-Джувейни (1028–1086 гг.), автора многочисленных книг по толкованию Корана, хадисов и литературоведческих сочинений. По историческим книгам, распространенным в мусульманском мире, тюрко-татары были знакомы и с историей других народов и стран. Особой популярностью пользовались рассказы о греческом полководце Александре Македонском Строителе. Строительство крупных городов, сооружений, отдельные исторические события связывались с именем Александра Македонского или Искандера – Зу-л-Карнайна . Этим подчеркивалась их древность. Бытовали легенды о том, что Александр Македонский (Искандер), одержав победу над северными народами, возвел вокруг них непреодолимые стены, основал город Булгар. Даже генеалогия булгарских царей связывалась с именем Искандера.  
Итак, первые сведения о профессиональных ученых связаны с Волжской Булгарией. Профессиональные знания, наука  были передовыми для своего времени.  Научные знания нередко были далеки от повседневной жизни, а профессиональные знания, наоборот, исходили в первую очередь  из потребностей общества.  Булгарские ученые писали на арабском языке. Поэтому их труды получили общемусульманское звучание. Развитие науки у тюрко-татар было своеобразным откликом на Восточное Возрождение.
Принятие и распространение ислама, т. е. идеологии, соответствующей уже новой, феодальной общественно-эконо¬мической формации, имело далеко иду¬щие последствия для дальнейших судеб страны. Ислам способствовал укреп¬лению международного авторитета Булгарского государства, оживлению торгово-экономических и культурных контактов со странами Востока, консо¬лидации булгарской народности, сло¬жению яркой и самобытной духовной культуры предков татарского народа.
 

Для редактирования данного текста дважды кликните по нему.
Ульяновская просветительская общественная организация "Булгарское возрождение"

 

Жемчужина Болгар - "Белая мечеть"
© ООО«Компания». 2014 г. Все права защищены.
Задачи организации

Наша цель - пропагандировать любовь к родной национальной культуре, освещать и изучать древнее культурное и историческое наследие наших предков - волжских болгар (булгар).

Помни корни свои!